array(4) {
["quest"]=>
array(6) {
[0]=>
string(31) "Виды загрязнений"
[1]=>
string(33) "Загрязнение почвы"
[2]=>
string(31) "Загрязнение воды"
[3]=>
string(41) "загрязнение атмосферы"
[4]=>
string(159) "Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды"
[5]=>
string(128) "Как сохранить природную чистоту и предотвратить загрязнение природы?"
}
["answer"]=>
array(6) {
[0]=>
string(3718) "
- Биологическое— загрязнителем являются организмы, привнесение и размножение которых несёт нежелательный характер как для человека, так и для экосистем в целом. Проникновение может идти естественным путём, а в некоторых случаях является следствием деятельности человека. В качестве составной части выделяют микробиологическое загрязнение.
- Механическое— загрязнение химически и физически инертным мусором среды, которое, как правило, приводит к ухудшению её качеств и оказывает влияние на обитающих в ней организмов. В реальности механическое загрязнение идёт в совокупности с физико-химическим воздействием.
- Физическое— загрязнитель приводит к изменению физических параметров среды, среди которых температурно-энергетический (тепловое загрязнение), волновой (световое, шумовое, электромагнитное загрязнения),радиационный (радиоактивное загрязнение) и некоторые другие.
- Химическое— загрязнитель приводит к изменению естественных химических свойств среды, выражаемое в повышении их концентрации, либо к проникновению веществ, которые отсутствовали в среде раньше. Примером химического загрязнения является аэрозольное.
"
[1]=>
string(3463) "
Загрязнение почвы — это попадание в нее токсичных химических веществ и мусора в высоких количествах, препятствующих нормальному протеканию круговорота грунтовых систем.
Основные источники загрязнения почвы:
1.жилые дома;
2.промышленные предприятия;
3.транспорт;
4.сельское хозяйство;
5.атомная энергетика.
В первом случае загрязнение почвы происходит из-за обычного мусора, который выбрасывается в неположенных местах. Но главной причиной следует назвать именно свалки. Сжигаемые отходы ведут к засорению больших территорий, а продукты горения портят почву безвозвратно, засоряя всю окружающую среду.
Промышленные предприятия выбрасывают множество токсичных веществ, тяжелых металлов и химических соединений, влияющих не только на почву, но и на жизнь живых организмов. Именно этот источник загрязнения ведет к техногенному загрязнению почвы.
Транспортные выбросы оксида азота, углеводорода, метана и свинца, попадая в почву, влияют на пищевые цепочки — попадают в организм человека через продукты питания.
Чрезмерное выпахивание земли, пестициды, ядохимикаты и удобрения, в которых содержится достаточно ртути и тяжелых металлов, приводят к значительной эрозии почвы и опустыниванию. Обильное орошение также нельзя назвать положительным фактором, поскольку это ведет к засолению почвы.
Сегодня хоронят в земле радиоактивных отходов атомных станций, в основном продуктов расщепления урана, что ведет к деградации и истощению земельных ресурсов.
"
[2]=>
string(3245) "
В процентном соотношении незагрязненными остались только 3% от всего мирового запаса пресной воды. Понимание важности воды для людей не мешает человеку загрязнять важный источник жизни нефтью и нефтепродуктами, тяжелыми металлами, радиоактивными веществами, неорганическими загрязнениями, канализационными стоками и синтетическими удобрениями.
В загрязненной воде содержится большое количество ксенобиотиков — веществ, чуждых организму человека или животного. Если такая вода попадает в пищевую цепочку, это может привести к серьезным пищевым отравлениям и даже летальному исходу всех участников цепи. Конечно, вредные вещества содержатся и в продуктах вулканической деятельности, которые загрязняют воду и без помощи человека, но превалирующее значение имеет деятельность металлургической промышленности и химических заводов.
С появлением ядерных исследований природе нанесен довольно значительный вред во всех сферах, в том числе и воде. Попавшие в нее заряженные частицы несут большой вред живым организмам и способствуют развитию онкологических заболеваний. Сточные воды заводов, суда с ядерными реакторами и просто дождь или снег в зоне проведения ядерных испытаний могут привести к заражению воды продуктами разложения.
Канализационные стоки, несущие в себе множество мусора: моющие средства, остатки пищи, мелкие бытовые отходы и другое, в свою очередь способствуют размножению другим патогенным организмам, которые при попадании в организм человека дают ряд заболеваний, таких как брюшной тиф, дизентерия и других.
"
[3]=>
string(13541) "
Атмосфера в виде газообразной оболочки Земли защищает планету от космической радиации, воздействует на рельеф, определяет климат Земли и ее тепловой фон.
Основными загрязнителями в данном случае выступают химические заводы, топливно-энергетический комплекс, сельское хозяйство и автомобили. Они приводят к появлению в составе воздуха меди, ртути, свинца и других металлов.
Автомобили достаточно хороши по техническим характеристикам, но проблему с выбросом токсинов от выхлопа в атмосферу решить до сих пор не удалось. Зола и продукты переработки топлива не только портят атмосферу городов, но и оседают на почве и приводят к ее негодности.
В целях предотвращения негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности для юридических и физических лиц ст. 21 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлены следующие нормативы допустимого воздействия на окружающую среду:
-нормативы допустимых выбросов и сбросов. Расчет указанных нормативов производится юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, планирующими строительство объектов I и II категорий (при проведении оценки воздействия на окружающую среду), а также осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах II категории (ст. 22 Закона N 7-ФЗ, Постановления Правительства РФ от 09.12.2020 N 2055, от 23.07.2007 N 469, Приказ Минприроды России от 29.12.2020 N 1118, Письмо Минприроды России от 06.06.2019 N 06-19-44/12844);
-технологические нормативы. Технологические нормативы разрабатываются юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории (ст. 23 Закона N 7-ФЗ, Приказ Минприроды России от 14.02.2019 N 89);
-технические нормативы (п. 6 ст. 23 Закона N 7-ФЗ);
-нормативы образования отходов и лимиты на их размещение. Они разрабатываются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I и II категорий (ст. 24 Закона N 7-ФЗ, ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", Приказ Минприроды России от 08.12.2020 N 1029);
-нормативы допустимых физических воздействий (уровни воздействия тепла, шума, вибрации и ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий). Они устанавливаются для каждого источника такого воздействия исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду, нормативов качества окружающей среды и с учетом влияния других источников физических воздействий. В частности, предельно допустимые нормативы вредных физических воздействий на атмосферный воздух должны устанавливаться в целях государственного регулирования выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (ст. 25 Закона N 7-ФЗ, п. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха");
-нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды. Они определяются законодательством о недрах, земельным, водным, лесным законодательством, законодательством о животном мире и иным законодательством в области охраны окружающей среды, природопользования (ст. 26 Закона N 7-ФЗ);
-нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду. Они установлены, в частности, в отношении экосистемы озера Байкал (ст. 27 Закона N 7-ФЗ, п. 5 Приложения 1 к Приказу Минприроды России от 21.02.2020 N 83).
Нормами Закона № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» установлено, что:
Плата за негативное воздействие на окружающую среду взимается за следующие его виды:
выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками (далее - выбросы загрязняющих веществ);
сбросы загрязняющих веществ в водные объекты (далее - сбросы загрязняющих веществ);
хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду подлежит зачислению в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
"
[4]=>
string(26120) "
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Административная ответственность
Административная ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования установлена гл. 8 КоАП РФ. При этом какой-либо отдельной статьи об ответственности за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду КоАП РФ не содержит. Ответственность установлена отдельными статьями КоАП РФ.
Так, за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления предусмотрена административная ответственность по ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц - от 200 000 до 350 000 руб.
Сброс сточных вод с превышением утвержденных нормативов допустимого сброса может повлечь ответственность по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ (ч. 6 ст. 56 ВК РФ, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.03.2020 N Ф07-1449/2020 по делу N А56-10315/2019).
Превышение нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух может повлечь административную ответственность по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ (Определение Верховного Суда РФ от 22.07.2019 N 309-ЭС19-6747 по делу N А60-30497/2018).
За нарушение допустимого объема изъятия древесины возможно привлечение к ответственности по ст. 8.28 КоАП РФ (ч. 4 ст. 29 ЛК РФ, п. 9 Правил, утв. Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.10.2014 по делу N А75-11853/2013).
Несоблюдение разрешения на добычу охотничьих ресурсов в части количества добытых охотничьих ресурсов может повлечь административную ответственность по ч. 1 ст. 7.11 КоАП РФ (ст. ст. 29 - 30 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказ Минприроды России от 25.11.2020 N 965, Постановление Нижегородского областного суда от 30.08.2017 по делу N 4а-1354/2017).
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность за экологические преступления установлена гл. 26 УК РФ. При этом какой-либо отдельной статьи об ответственности за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду УК РФ также не содержит.
При этом за загрязнение вод предусмотрена уголовная ответственность по ст. 250 УК РФ, за загрязнение атмосферы - ст. 251 УК РФ.
Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов может повлечь уголовную ответственность по ст. 256 УК РФ, незаконная охота - по ст. 258 УК РФ.
Незаконная рубка леса может повлечь уголовную ответственность по ст. 260 УК РФ.
Таким образом, по нашему мнению, превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду может привести к совершению преступлений, за которые возможно привлечение виновных лиц к уголовной ответственности (см. также п. п. 7 - 9, 16, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования").
Гражданско-правовая ответственность
При превышении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (ст. 3, п. 3 ст. 21, п. 2 ст. 34 Закона N 7-ФЗ) (абз. 2 п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49)).
Согласно п. п. 12 - 14 Постановления N 49 вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (п. 1 ст. 77 Закона N 7-ФЗ, ст. 1064 ГК РФ). Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином окружающей среде, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно (п. 3 ст. 1083 ГК РФ). Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона N 7-ФЗ). Для определения размера возмещения вреда подлежат применению таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.) (п. 3 ст. 77, п. 1 ст. 78 Закона N 7-ФЗ, ч. 3, 4 ст. 100 ЛК РФ, ч. 2 ст. 69 ВК РФ, ст. 51 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
Требуя возмещения убытков, с учетом положений ст. ст. 15, 1064 ГК РФ истец должен доказать факт наступления ущерба, причиненного неправомерными действиями ответчика, связанными с нарушением природоохранного законодательства, причинную связь между действиями ответчика и нанесением ущерба, размер причиненного ущерба (убытков).
Сложившаяся правоприменительная практика подтверждает правомерность взыскания вреда с хозяйствующего субъекта в случае превышения различных нормативов допустимого воздействия.
Так, например, за нарушение превышения предельно допустимых концентраций количества веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, которые не должны превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты, суды признают правомерным взыскание вреда с виновного лица (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 01.10.2020 N 303-ЭС20-13395 по делу N А51-11250/2019, Постановления Арбитражного суда Московского округа от 26.07.2019 N Ф05-12397/2018 по делу N А41-82553/2017, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.10.2018 N Ф01-4637/2018 по делу N А17-6833/2017).
"
[5]=>
string(1574) "
В первую очередь это правильная эксплуатация природных ресурсов. Если мы научимся верно использовать то, что дано природой, нам удастся сохранить и приумножить ее богатства не на одно поколение.
Создание новейших очистных сооружений и внедрение их на всех заводах любого типа уменьшит выбросы мусора и химических реагентов в воздух, почву и воду. Слежение за нормами и их нарушениями в области охраны природы на законодательном уровне помогут человеку понять ответственность за использование природных ресурсов в своей деятельности. Раздельный выброс бытового мусора и его правильная утилизация, введение новых технологий для очистки отходов заводских предприятий, отказ от синтетических удобрений и замена их на органические (например, компост) благостно скажутся на взаимодействии человека и природы.
"
}
["first"]=>
array(1) {
[0]=>
string(1513) "
Загрязнение окружающей среды (природной среды, биосферы) — это привнесение в окружающую среду или возникновение в ней новых, обычно не характерных физических, химических или биологических агентов (загрязнителей), или превышение их естественного среднемноголетнего уровня в различных средах, приводящее к негативным воздействиям.
При определении основного субъекта выделяют антропогенное и естественное загрязнения. Основными объектами являются — почвы, атмосфера и водоёмы.
Классификация по видам загрязнения базируется на четырёх составляющих: механическое, физическое, химическое и биологическое. В то же время при классификации по масштабу выделяют локальное, региональное и глобальное загрязнения.
"
}
["end"]=>
array(1) {
[0]=>
string(0) ""
}
}
При определении основного субъекта выделяют антропогенное и естественное загрязнения. Основными объектами являются — почвы, атмосфера и водоёмы.
Классификация по видам загрязнения базируется на четырёх составляющих: механическое, физическое, химическое и биологическое. В то же время при классификации по масштабу выделяют локальное, региональное и глобальное загрязнения.
Виды ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
Административная ответственность
Административная ответственность за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования установлена гл. 8 КоАП РФ. При этом какой-либо отдельной статьи об ответственности за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду КоАП РФ не содержит. Ответственность установлена отдельными статьями КоАП РФ.
Так, за превышение утвержденных лимитов на размещение отходов производства и потребления предусмотрена административная ответственность по ч. 8 ст. 8.2 КоАП РФ, что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 20 000 до 40 000 руб.; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 40 000 до 60 000 руб.; на юридических лиц - от 200 000 до 350 000 руб.
Сброс сточных вод с превышением утвержденных нормативов допустимого сброса может повлечь ответственность по ч. 4 ст. 8.13 КоАП РФ (ч. 6 ст. 56 ВК РФ, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 20.03.2020 N Ф07-1449/2020 по делу N А56-10315/2019).
Превышение нормативов предельно допустимых выбросов в атмосферный воздух может повлечь административную ответственность по ч. 2 ст. 8.21 КоАП РФ (Определение Верховного Суда РФ от 22.07.2019 N 309-ЭС19-6747 по делу N А60-30497/2018).
За нарушение допустимого объема изъятия древесины возможно привлечение к ответственности по ст. 8.28 КоАП РФ (ч. 4 ст. 29 ЛК РФ, п. 9 Правил, утв. Приказом Минприроды России от 01.12.2020 N 993, Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 29.10.2014 по делу N А75-11853/2013).
Несоблюдение разрешения на добычу охотничьих ресурсов в части количества добытых охотничьих ресурсов может повлечь административную ответственность по ч. 1 ст. 7.11 КоАП РФ (ст. ст. 29 - 30 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Приказ Минприроды России от 25.11.2020 N 965, Постановление Нижегородского областного суда от 30.08.2017 по делу N 4а-1354/2017).
Уголовная ответственность
Уголовная ответственность за экологические преступления установлена гл. 26 УК РФ. При этом какой-либо отдельной статьи об ответственности за превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду УК РФ также не содержит.
При этом за загрязнение вод предусмотрена уголовная ответственность по ст. 250 УК РФ, за загрязнение атмосферы - ст. 251 УК РФ.
Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов может повлечь уголовную ответственность по ст. 256 УК РФ, незаконная охота - по ст. 258 УК РФ.
Незаконная рубка леса может повлечь уголовную ответственность по ст. 260 УК РФ.
Таким образом, по нашему мнению, превышение нормативов допустимого воздействия на окружающую среду может привести к совершению преступлений, за которые возможно привлечение виновных лиц к уголовной ответственности (см. также п. п. 7 - 9, 16, 22 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 18.10.2012 N 21 "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования").
Гражданско-правовая ответственность
При превышении юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями установленных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду предполагается, что в результате их действий причиняется вред (ст. 3, п. 3 ст. 21, п. 2 ст. 34 Закона N 7-ФЗ) (абз. 2 п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" (далее - Постановление N 49)).
Согласно п. п. 12 - 14 Постановления N 49 вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме (п. 1 ст. 77 Закона N 7-ФЗ, ст. 1064 ГК РФ). Суд вправе уменьшить размер возмещения вреда, причиненного гражданином окружающей среде, с учетом его имущественного положения, кроме случаев, когда вред причинен действиями, совершенными умышленно (п. 3 ст. 1083 ГК РФ). Возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды (ст. 1082 ГК РФ, ст. 78 Закона N 7-ФЗ). Для определения размера возмещения вреда подлежат применению таксы и методики исчисления размера вреда (ущерба), причиненного окружающей среде, отдельным компонентам природной среды (землям, водным объектам, лесам, животному миру и др.) (п. 3 ст. 77, п. 1 ст. 78 Закона N 7-ФЗ, ч. 3, 4 ст. 100 ЛК РФ, ч. 2 ст. 69 ВК РФ, ст. 51 Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах").
Требуя возмещения убытков, с учетом положений ст. ст. 15, 1064 ГК РФ истец должен доказать факт наступления ущерба, причиненного неправомерными действиями ответчика, связанными с нарушением природоохранного законодательства, причинную связь между действиями ответчика и нанесением ущерба, размер причиненного ущерба (убытков).
Сложившаяся правоприменительная практика подтверждает правомерность взыскания вреда с хозяйствующего субъекта в случае превышения различных нормативов допустимого воздействия.
Так, например, за нарушение превышения предельно допустимых концентраций количества веществ и микроорганизмов, содержащихся в сбросах сточных вод и (или) дренажных вод в водные объекты, которые не должны превышать установленные нормативы допустимого воздействия на водные объекты, суды признают правомерным взыскание вреда с виновного лица (см., например, Определение Верховного Суда РФ от 01.10.2020 N 303-ЭС20-13395 по делу N А51-11250/2019, Постановления Арбитражного суда Московского округа от 26.07.2019 N Ф05-12397/2018 по делу N А41-82553/2017, Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 18.10.2018 N Ф01-4637/2018 по делу N А17-6833/2017).