array(4) {
["quest"]=>
array(7) {
[0]=>
string(41) "Источники загрязнения"
[1]=>
string(40) "Борьба с загрязнением"
[2]=>
string(35) "Оценка воздействия"
[3]=>
string(198) "Как регулируются выбросы вредных веществ в атмосферу при неблагоприятных метеорологических условиях (НМУ)?"
[4]=>
string(126) "Регулирование выбросов вредных веществ в атмосферный воздух при НМУ"
[5]=>
string(84) "Предоставление предприятиям информации о НМУ"
[6]=>
string(109) "Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду"
}
["answer"]=>
array(7) {
[0]=>
string(2432) "
Основными источниками загрязнения атмосферы являются:
- Природные (естественные загрязнители минерального, растительного или микробиологического происхождения, к которым относят извержения вулканов, лесные и степные пожары, пыль, пыльцу растений, выделения животных, парниковый эффект и др.)
- Искусственные (антропогенные), которые можно разделить на несколько групп:
- Транспортные — загрязнители, образующиеся при работе автомобильного, железнодорожного, воздушного, морского и речного транспорта;
- Производственные — загрязнители, образующиеся как выбросы при технологических процессах, отоплении;
- Бытовые — загрязнители, обусловленные сжиганием топлива в жилище и переработкой бытовых отходов.
По составу антропогенные источники загрязнения атмосферы также можно разделить на несколько групп:
- Механические загрязнители — пыль цементных заводов, пыль от сгорания угля в котельных, топках и печах, сажа от сгорания нефти и мазута, стирающиеся автопокрышки и т. д.;
- Химические загрязнители — пылевидные или газообразные вещества, способные вступать в химические реакции;
- Радиоактивные загрязнители.
"
[1]=>
string(2996) "
Существуют различные технологии и стратегии контроля загрязнения воздуха для снижения загрязнения воздуха. На самом базовом уровне планирование землепользования может включать планирование зонирования и транспортной инфраструктуры. В большинстве развитых стран планирование землепользования является важной частью социальной политики, обеспечивающей эффективное использование земли в интересах экономики и населения в целом, а также для защиты окружающей среды.
Поскольку большая доля загрязнения воздуха вызвана сжиганием ископаемого топлива, таких как уголь и нефть, сокращение этих видов топлива может значительно сократить загрязнение воздуха. Наиболее эффективным является переход на чистые источники энергии, такие как энергия ветра, солнечная энергия, гидроэнергия, которые не вызывают загрязнение воздуха.
Очень эффективным средством снижения загрязнения воздуха является переход на возобновляемую энергию.
"
[2]=>
string(925) "
Риск загрязнения воздуха зависит от опасности загрязнителя и воздействия этого загрязнителя. Воздействие загрязнения воздуха может быть выражено для отдельного человека, для определённых групп (например, кварталов или детей, проживающих в стране) или для всего населения. Например, можно рассчитать воздействие опасного загрязнителя воздуха для географического района, который включает различные микросреды и возрастные группы. Это можно рассчитать, как воздействие при вдыхании.
"
[3]=>
string(2847) "
При получении прогнозов о НМУ хозяйствующие субъекты, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению таких выбросов, согласованные с органами экологического надзора.
Под неблагоприятными метеорологическими условиями (далее также - НМУ) понимаются метеорологические условия, способствующие накоплению вредных (загрязняющих) веществ в приземном слое атмосферного воздуха (ст. 1 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (далее - Закон N 96-ФЗ)).
При получении прогнозов НМУ юридические лица, индивидуальные предприниматели, имеющие источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами экологического надзора (п. 3 ст. 19 Закона N 96-ФЗ).
При этом мероприятия по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий не проводятся на объектах IV категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды.
"
[4]=>
string(14685) "
Мероприятия по регулированию выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях разрабатываются в соответствии с РД 52.04.52-85 (утв. Госкомгидрометом СССР 01.12.1986) (далее - РД 52.04.52-85), определяющим единый порядок и обязанности организаций, участвующих в работах по прогнозу загрязнения атмосферы, регулированию выбросов и контролю эффективности этих работ. При этом данный документ применяется в части, не противоречащей действующему законодательству Российской Федерации (Письмо Росприроднадзора от 21.12.2016 N РН-03-01-32/25819).
Под регулированием выбросов вредных веществ в атмосферу понимается их кратковременное сокращение в периоды неблагоприятных метеорологических условий, приводящих к формированию высокого уровня загрязнения воздуха. Регулирование выбросов осуществляется с учетом прогноза неблагоприятных метеорологических условий на основе предупреждений о возможном опасном росте концентраций примесей в воздухе с целью его предотвращения (гл. 1 РД 52.04.52-85).
Мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в периоды НМУ разрабатывают предприятия, организации, учреждения, расположенные в населенных пунктах, где органами Госкомгидромета проводится или планируется проведение прогнозирования неблагоприятных метеорологических условий.
При этом мероприятия по сокращению выбросов загрязняющих веществ в периоды НМУ входят в состав материалов по расчету нормативов допустимых выбросов в соответствии с ГОСТ Р 58577-2019 (утв. Приказом Росстандарта от 08.10.2019 N 888-ст).
В гл. 3 РД 52.04.52-85 предусмотрено составление предупреждения трех степеней, которым соответствуют три режима работы предприятий в периоды неблагоприятных метеорологических условий в зависимости от ожидаемого уровня загрязнения атмосферы.
Степень снижения выбросов определяется по результатам расчетов концентраций загрязняющих веществ от отдельных групп источников с учетом и без учета регулирования выбросов. В качестве первоочередных необходимо рассматривать мероприятия по сокращению выбросов, не связанные со снижением объемов производства и с существенными изменениями технологического режима. При невозможности обеспечения необходимого снижения уровня загрязнения рассматриваются мероприятия, связанные с остановкой некоторых второстепенных производств. Если, согласно предупреждению, концентрация какой-либо примеси в атмосферном воздухе будет ниже предельно допустимой, мероприятия по регулированию выбросов не проводятся, при этом усиливается контроль за соблюдением установленных нормативов выбросов (Приложение 1 к Методическим рекомендациям по осуществлению государственного надзора за охраной атмосферного воздуха, направленных Письмом Росприроднадзора от 15.11.2012 N ВК-03-01-36/15437).
Требования к мероприятиям по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий утверждены Приказом Минприроды России от 28.11.2019 N 811 (далее - Требования) и включают порядок разработки и согласования мероприятий при НМУ (разд. II); порядок организации работ по реализации мероприятий при НМУ (разд. III); Рекомендуемый перечень мероприятий по уменьшению выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух в периоды неблагоприятных метеорологических условий с учетом особенностей применяемых технологий производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, включая непрерывность и сезонность осуществления хозяйственной и иной деятельности (Приложение N 1 к Требованиям).
Требования распространяются на разработку, согласование и организацию работ по реализации мероприятий в периоды НМУ на объектах I, II и III категории, определенных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Хозяйствующие субъекты обязаны разрабатывать и реализовывать мероприятия по снижению выбросов.
Отметим, что, согласно п. 4 Требований хозяйствующие субъекты разрабатывают мероприятия с учетом степени опасности прогнозируемых НМУ, определяемых в соответствии с Приказом Минприроды России от 17.11.2011 N 899.
Разработка мероприятий при НМУ осуществляется для всех источников выбросов на ОНВ I, II и III категорий, подлежащих нормированию в области охраны окружающей среды, на которых расположены источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух (п. 5 Требований). Разработка мероприятий осуществляется на основании сведений и данных, указанных в п. 6 Требований (Письмо Минприроды от 08.04.2021 N 12-50/4498-ОГ).
Достаточность мероприятий при НМУ, разработанных для конкретного предприятия с учетом особенностей его деятельности и места расположения, или обоснованность отсутствия необходимости проведения таких мероприятий подтверждается в рамках согласования с уполномоченным на осуществление регионального государственного экологического надзора органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации (Письмо Минприроды России от 27.07.2020 N 12-50/9437-ОГ).
"
[5]=>
string(6037) "
Порядок предоставления информации о неблагоприятных метеорологических условиях, требования к составу и содержанию такой информации, порядок ее опубликования и предоставления заинтересованным лицам определены Приказом Минприроды России N 899 (далее - Порядок N 899) (п. 3 ст. 19 Закона N 96-ФЗ).
Предоставление информации о НМУ осуществляется территориальными органами и подведомственными организациями федерального органа исполнительной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях в течение часа с момента составления прогноза, в том числе юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, имеющим источники выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, которые обязаны проводить мероприятия по уменьшению выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, согласованные с органами регионального государственного экологического надзора. При этом информация о НМУ по городскому и иному поселению, а также перечень отдельных источников выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, для которых составлены прогнозы НМУ, публикуются уполномоченным органом на его официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в течение двух часов с момента предоставления информации о НМУ заинтересованным лицам (п. п. 3, 4, 6, 9 Порядка N 899).
При этом следует иметь в виду, что сам по себе факт отсутствия прогнозов НМУ на официальном сайте в сети Интернет не освобождает хозяйствующий субъект от исполнения возложенных на него законом обязанностей по учету выбросов в атмосферный воздух и принятию соответствующих мер, направленных на сокращение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, в периоды неблагоприятных метеорологических условий (Определение Верховного Суда РФ от 08.06.2020 N 309-ЭС20-7757 по делу N А76-5085/2019).
Информация о НМУ предоставляется заинтересованным лицам в форме прогнозов НМУ на 1 - 3 суток первой, второй или третьей степени опасности (п. 5 Порядка N 899).
"
[6]=>
string(4173) "
Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду устанавливает Правительство РФ.
Их размер зависит от вида загрязняющих веществ и класса опасности отходов производства и потребления.
При расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду к ставкам могут применяться дополнительные коэффициенты.
Ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками
Ставки платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками устанавливает Правительство РФ (п. 4 ст. 16.3 Закона об охране окружающей среды).
На 2021 г. ставки платы установлены на уровне ставок 2018 г. с коэффициентом 1,08 (Постановление Правительства РФ от 11.09.2020 N 1393, Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 N 913).
Ставки платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты
Ставки платы за сбросы загрязняющих веществ в водные объекты устанавливает Правительство РФ.
На 2021 г. ставки платы установлены на уровне ставок 2018 г. с коэффициентом 1,08 (Постановление Правительства РФ от 11.09.2020 N 1393, Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 N 913).
Ставки платы при размещении отходов производства и потребления по классу их опасности
Ставки при размещении отходов производства и потребления устанавливает Правительство РФ.
На 2021 г. ставки платы установлены на уровне ставок 2018 г. с коэффициентом 1,08 (Постановление Правительства РФ от 11.09.2020 N 1393, Постановление Правительства РФ от 13.09.2016 N 913).
"
}
["first"]=>
array(1) {
[0]=>
string(6609) "
Загрязнение атмосферы или загрязнение воздуха — происходит, когда в атмосферу Земли попадают вредные или избыточные количества веществ, включая газы (такие как диоксид углерода, монооксид углерода, диоксид серы, оксиды азота, метан и хлорфторуглероды), частицы (как органические, так и неорганические) и биологические молекулы. Это может вызвать заболевания, аллергию и даже смерть для людей, это может также нанести вред другим живым организмам, таким как животные и продовольственные культуры, и может нанести ущерб естественной или искусственной экосистеме (среде). Как человеческая деятельность, так и природные процессы могут вызывать загрязнение воздуха.
«Очистка воздуха, которым мы дышим, предотвращает неинфекционные заболевания, а также сокращает риск заболевания среди женщин и уязвимых групп, включая детей и престарелых».
Загрязнение воздуха внутри помещений и плохое качество воздуха в городах входят в число двух самых серьёзных проблем с токсичным загрязнением в мире. Только загрязнение наружного воздуха ежегодно приводит к преждевременной смерти от 2,1 до 4,21 миллионов человек. Согласно отчету Всемирной организации здравоохранения за 2014 год, загрязнение воздуха в 2012 году привело к гибели около 7 миллионов человек во всем мире. По данным ученых глобальное загрязнение воздуха сокращает продолжительность жизни человека в среднем на один год. В основном это происходит из-за построенных заводов и различных видов транспорта.
По источникам загрязнения:
- естественное
- антропогенное
По характеру загрязнения атмосферы:
- физическое — механическое (пыль, твердые частицы), радиоактивное (радиоактивное излучениеи изотопы), электромагнитное (различные виды электромагнитных волн, в том числе радиоволны), шумовое (различные громкие звуки и низкочастотные колебания) и тепловое загрязнение (например, выбросы тёплого воздуха и т. п.)
- химическое — загрязнение газообразными веществами и аэрозолями.
- биологическое — в основном загрязнение микробнойприроды.
"
}
["end"]=>
array(1) {
[0]=>
string(0) ""
}
}
Загрязнение атмосферы или загрязнение воздуха — происходит, когда в атмосферу Земли попадают вредные или избыточные количества веществ, включая газы (такие как диоксид углерода, монооксид углерода, диоксид серы, оксиды азота, метан и хлорфторуглероды), частицы (как органические, так и неорганические) и биологические молекулы. Это может вызвать заболевания, аллергию и даже смерть для людей, это может также нанести вред другим живым организмам, таким как животные и продовольственные культуры, и может нанести ущерб естественной или искусственной экосистеме (среде). Как человеческая деятельность, так и природные процессы могут вызывать загрязнение воздуха.
«Очистка воздуха, которым мы дышим, предотвращает неинфекционные заболевания, а также сокращает риск заболевания среди женщин и уязвимых групп, включая детей и престарелых».
Загрязнение воздуха внутри помещений и плохое качество воздуха в городах входят в число двух самых серьёзных проблем с токсичным загрязнением в мире. Только загрязнение наружного воздуха ежегодно приводит к преждевременной смерти от 2,1 до 4,21 миллионов человек. Согласно отчету Всемирной организации здравоохранения за 2014 год, загрязнение воздуха в 2012 году привело к гибели около 7 миллионов человек во всем мире. По данным ученых глобальное загрязнение воздуха сокращает продолжительность жизни человека в среднем на один год. В основном это происходит из-за построенных заводов и различных видов транспорта.