array(4) {
["quest"]=>
array(5) {
[0]=>
string(118) "Национальные стандарты в области оборудования детских площадок"
[1]=>
string(63) "Административная ответственность"
[2]=>
string(231) "Разбираемся, в каких случаях УК ответственна за эксплуатацию детской площадки, расположенной близ МКД, которым она управляет."
[3]=>
string(90) "Оборудование детской площадки - собственность УК"
[4]=>
string(105) "Оборудование детской площадки принадлежит третьим лицам"
}
["answer"]=>
array(5) {
[0]=>
string(8392) "
Технические характеристики оборудования детских площадок должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52169-2012 в части качества материалов, из которых они изготовлены, прочности конструкций, состава конструктивных элементов. Характеристики детских горок должны отвечать еще и ГОСТ Р 52168-2012. Содержание перечисленных Национальных стандартов в первую очередь адресовано изготовителям оборудования, предназначенного для организации детских площадок. Однако нужно понимать, что если детская площадка не будет соответствовать требованиям к качеству и безопасности, которые сформулированы в этих документах, то ее владелец (эксплуатант) будет отвечать за такое несоответствие. На это указывает арбитражная практика, которую мы опишем ниже.
"Национальный стандарт РФ. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний. Общие требования", утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 23.11.2012 N 1148-ст.
ГОСТ Р 52168-2012 "Национальный стандарт РФ. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность конструкции и методы испытаний горок. Общие требования", утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 18.09.2012 N 334-ст.
Эксплуатант - это общество, организация, корпорация, объединение или частное лицо с соответствующими полномочиями и ответственностью за эксплуатацию оборудования. Такое определение дано в следующем Стандарте, посвященном безопасности при эксплуатации детских площадок, - ГОСТ Р 52301-2013, с требованиями которого должны быть соотнесены:
- монтаж и установка оборудования детских площадок;
- их техническое обслуживание и правила эксплуатации.
ГОСТ Р 52301-2013 "Национальный стандарт РФ. Оборудование и покрытия детских игровых площадок. Безопасность при эксплуатации. Общие требования", утвержден и введен в действие Приказом Росстандарта от 24.06.2013 N 182-ст.
Монтаж и установка оборудования детских площадок выполняются в соответствии с инструкцией, прилагаемой к паспорту оборудования. Рекомендации по техническому обслуживанию также входят в состав документации на оборудование, однако ГОСТ Р 52301-2013 все же устанавливает порядок обслуживания детских площадок, который должен соблюдаться в общем случае. В целом он заключается в проведении регулярных осмотров оборудования, документировании результатов этих осмотров и устранении неисправностей. Осмотры должны проводиться перед вводом оборудования в эксплуатацию, затем периодически, согласно графику, вплоть до ежедневных осмотров, которые требуются площадкам, подверженным интенсивному использованию или актам вандализма (полагаем, что к этой категории площадок относятся практически все уличные объекты). Результаты таких осмотров фиксируются в соответствующем журнале.
Обязателен и ежегодный основной осмотр площадок, результаты которого фиксируются в специальном акте.
Внимание! Вся документация на оборудование детской площадки, включая паспорт, графики проведения осмотров, журналы и акты осмотров, подлежит постоянному хранению у владельца (эксплуатанта) (см. п. 7.4 ГОСТ Р 52301-2013). Шаблоны для их создания приведены в самом Национальном стандарте.
К вышесказанному следует добавить, что все детские площадки должны быть оснащены информационными табличками, где указываются возрастные ограничения для посетителей, правила пользования, номера телефонов службы спасения, скорой помощи, службы эксплуатации, куда следует сообщать о поломке или неисправности оборудования. Шаблон такой таблички также можно заимствовать из ГОСТ Р 52301-2013.
"
[1]=>
string(4715) "
В арбитражной практике просматриваются попытки, в том числе успешные, по привлечению организаций, ответственных за эксплуатацию детских площадок, к административной ответственности по ст. 14.43 КоАП РФ часть 1 данной статьи звучит следующим образом:
"Нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям... влечет наложение административного штрафа:
- на граждан в размере от 1000 до 2000 руб.;
- на должностных лиц - от 10 000 до 20 000 руб.;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от 20 000 до 30 000 руб.;
- на юридических лиц - от 100 000 до 300 000 руб.".
Субъектами административной ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ являются не только изготовитель и продавец, но и исполнитель. Согласно диспозиции данной статьи нарушение может выражаться и в эксплуатации продукции, не соответствующей требованиям технических регламентов.
Поскольку до настоящего времени технический регламент, устанавливающий требования к оборудованию и покрытию детских площадок, не принят, обязательному применению (в силу п. 1 ст. 46 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании") подлежат названные выше ГОСТ, ибо они направлены на защиту жизни или здоровья граждан (детей).
Следует отметить, что по этой же статье организации привлекают к ответственности в связи с несоблюдением требований ТР ТС 011/2011 "Безопасность лифтов" относительно эксплуатации лифтов
"
[2]=>
string(8322) "
Оборудование детской площадки - общее имущество собственников помещений в МКД, в том случае, если придомовые территории оснащены детскими площадками (в период застройки или позднее по решению общего собрания собственников), входящими в состав общего имущества собственников помещений в МКД (см. пп. "ж" п. 2 Правил содержания общего имущества), которым управляет УК, последняя в силу требований ст. 161 ЖК РФ и подзаконных актов (в частности, упомянутых Правил) обязана содержать их в надлежащем состоянии, выполняя требования ГОСТ Р 52301-2013 в качестве эксплуатанта детских площадок.
В данном случае всю документацию на оборудование детских площадок уместно хранить в составе документов, связанных с управлением МКД (см. п. 26 Правил содержания общего имущества). Затраты, связанные с обслуживанием детских площадок, необходимо включать в стоимость услуг по содержанию общего имущества и учитывать их на счете 20 "Основное производство" в соответствующей аналитике. В ситуации, когда УК пользуется льготой по НДС в отношении реализации услуг по содержанию и ремонту общего имущества (пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ), вычет НДС, предъявленный УК сторонними организациями в части обслуживания детских площадок, применять нельзя.
Если УК пренебрежет выполнением требований ГОСТ Р 52301-2013 в части контроля за техническим состоянием оборудования детских площадок, их своевременного ремонта и постоянного хранения необходимой документации, организации грозит административный штраф по ст. 14.43 КоАП РФ в размере от 100 000 до 300 000 руб. (повторные нарушения, а также нарушения, угрожающие или уже повлекшие причинение вреда жизни и здоровью граждан, караются строже).
Проверяющий орган (территориальное управление Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии) в ходе внеплановой проверки зафиксировал множественные нарушения в обслуживании оборудования на фоне отсутствия паспортов на него, инструкций по монтажу, осмотру, журнала контроля технического состояния оборудования и контроля соответствия требованиям безопасности.
Применительно к ГОСТ Р 52301-2013 нарушения выражены в отсутствии:
- журнала по контролю за техническим состоянием оборудования и контролю соответствия требованиям безопасности, техническому обслуживанию и ремонту (п. 6.3);
- графика проведения осмотров в целях контроля периодичности, полноты и правильности выполняемых работ при осмотрах различного вида (п. 6.5);
- эксплуатационной документации, в том числе паспорта, акта осмотра и проверки, графиков осмотра (п. 7.4);
- информационных табличек с указанием правил и возрастных требований при использовании оборудования, номеров телефонов службы спасения и скорой помощи, номера телефона для сообщения службе эксплуатации при неисправностях и поломке оборудования (п. 7.5).
Применительно к ГОСТ Р 52169-2012 были зафиксированы следующие нарушения:
- несоответствие нормативным значениям минимального размера зоны приземления (п. 4.3.26.4);
- наличие препятствия в виде обнаженных элементов железобетонных конструкций в зоне падения, на которое ребенок может упасть и получить травму (п. 4.3.27.7);
- неполнота информации имеющейся маркировки на элементах оборудования детской площадки (отсутствие наименования и адреса изготовителя или его уполномоченного представителя, года ввода в эксплуатацию) (п. 6.2).
"
[3]=>
string(5252) "
В рамках реализации программ по повышению уровня лояльности потребителей к УК последняя может оснастить придомовые территории детскими игровыми площадками за свой счет. В этом случае оборудование поступает в собственность управляющей организации и она обязана выполнять требования ГОСТ к его качеству, установке, обслуживанию и т.д., но уже в статусе не только эксплуатанта, но и владельца.
В зависимости от стоимости приобретаемого оборудования оно принимается к учету в качестве ОС или МПЗ. Чаще всего оборудование детских игровых площадок приобретается в виде комплекса, состоящего из отдельных предметов (горок, калиток, скамеек и т.д.). При этом цена каждого предмета может не превышать 40 000 руб., то есть по стоимостному критерию предмет подойдет под определение МПЗ, в сборе же стоимость комплекса таких предметов, скорее, превысит отметку в 40 000 руб., и тогда их совокупность подпадет под критерии определения ОС. В этой ситуации важно разобраться, вправе ли УК принимать к учету составные части детского игрового комплекса попредметно. Для этого нужно обратиться к п. 6 ПБУ 6/01 "Учет основных средств", согласно которому единицей бухгалтерского учета является инвентарный объект.
Согласно пояснениям, приведенным в п. 6 ПБУ 6/01, комплексом конструктивно сочлененных предметов следует считать один или несколько предметов одного или разного назначения, которые имеют общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированы на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно. А части (предметы) одного объекта могут учитываться как самостоятельные единицы учета, только если сроки их полезного использования существенно отличаются друг от друга.
Опираясь на данное пояснение, позволим себе утверждать, что попредметно принимать к учету оборудование для детских игровых площадок допустимо, если одновременно выполняются следующие условия:
- оборудование не будет монтироваться и эксплуатироваться в качестве комплекса;
- каждый предмет комплекса имеет отдельный паспорт. Согласно ГОСТ Р 52301-2013 на оборудование, которое не может быть использовано как самостоятельная единица, паспорт не выдается.
Если же все множество приобретенных предметов подлежит эксплуатации в составе единой детской площадки, монтируемой в границах одной спортивно-игровой зоны, формирующей единое игровое пространство, оно принимается к учету как один инвентарный объект.
"
[4]=>
string(4170) "
Детские площадки могут появляться на придомовых территориях без ведома УК или собственников близлежащих домов, например, в порядке благоустройства муниципалитетом территорий (земель общего пользования, таких как дворы, скверы и т.д.). В этом случае оборудование приобретается специализированными организациями по благоустройству городов и поселений, чаще созданных в форме унитарных предприятий. Оно принимается такими предприятиями на баланс в качестве имущества, полученного в хозяйственное ведение или оперативное управление. Обязанности эксплуатанта, соответственно, возникают на стороне балансодержателя. При таких вводных управляющая организация не отвечает за состояние детских площадок, их безопасность и соответствие требованиям ГОСТ. Данный вывод подтвержден судебным актом - Постановлением АС ЗСО от 12.08.2015 по делу N А70-12266/2014. В нем арбитры сочли неправомерным привлечение УК к ответственности по ст. 14.43 КоАП РФ за нарушения, допускаемые при эксплуатации детских площадок (не являлись собственностью УК, а также не входили в состав общего имущества), расположенных на размежеванном земельном участке, признаваемом федеральной собственностью.
Управляющая организация ответственна за эксплуатацию детской площадки в двух случаях: если таковая является собственностью УК или входит в состав общего имущества собственников помещений в МКД, которым она управляет. В первом случае детское игровое оборудование принимается к учету в качестве МПЗ или ОС (в зависимости от планов по эксплуатации и стоимости приобретенных предметов). Во втором случае оборудование принимается на обслуживание, как и любое другое оборудование, входящее в состав общего имущества. В обеих ситуациях УК должна выполнять требования ГОСТ, предъявляемые к качеству, монтажу, техническому обслуживанию оборудования детских площадок. В противном случае организации грозит административная ответственность по ст. 14.43 КоАП РФ, согласно которой первоначальное нарушение в данной области карается штрафом в размере до 300 000 руб.
"
}
["first"]=>
array(1) {
[0]=>
string(1434) "
Оборудование придомовых территорий детскими площадками, особенно в новых микрорайонах, - обычная практика. При этом содержание и эксплуатация таковых - дело очень серьезное, ведь речь идет о безопасности детей. Поэтому и штрафы за ненадлежащее содержание детских площадок немаленькие: для организаций они составляют от 100 000 до 300 000 руб. Однако возникает вопрос: всегда ли УК ответственна за детскую площадку, расположенную рядом с домом, которым она управляет?
Требования к детским площадкам и ответственность
за их неисполнение
Прежде чем обозначить круг ответственности УК в отношении содержания и эксплуатации детских площадок, разберемся, какие требования предъявляются к данным объектам.
"
}
["end"]=>
array(1) {
[0]=>
string(0) ""
}
}
Оборудование придомовых территорий детскими площадками, особенно в новых микрорайонах, - обычная практика. При этом содержание и эксплуатация таковых - дело очень серьезное, ведь речь идет о безопасности детей. Поэтому и штрафы за ненадлежащее содержание детских площадок немаленькие: для организаций они составляют от 100 000 до 300 000 руб. Однако возникает вопрос: всегда ли УК ответственна за детскую площадку, расположенную рядом с домом, которым она управляет?
Прежде чем обозначить круг ответственности УК в отношении содержания и эксплуатации детских площадок, разберемся, какие требования предъявляются к данным объектам.