Уведомлений нет
Подать обращение Как это работает?
Войти
ГлавнаяОбщая информация → Незаконная добыча природных ресурсов
Проблемы с оказанием коммунальных услуг, их расчетом и оплатой
Проблемы с состоянием дворовых и городских территорий
Проблемы с состояние личного и общественного имущества МКД
Проблемы с экологией
Проблемы с ТСЖ, Управляющие и ресурсоснабжающие организации
Обращения
Общее собрание собственников многоквартирного дома
Совет многоквартирного дома
Возможные темы ↓
Оплата коммунальных услуг Если у Вас возникли вопросы с оплатой коммунальных услуг с разделом лицевых счетов, последствия несвоевременного внесения платы за ЖКУ, ограничение или приостановление коммунальных услуг и др. Газоснабжение Жители сталкиваются с проблемами газоснабжения, из-за которых возникают существенные неудобства. Слабое давление в магистральных сетях, не соответствие газа установленным стандартам, неполадки с подачей газа Электроснабжение Жители сталкиваются с проблемами электроснабжения, из-за которых возникают существенные неудобства. Падение напряжения, кратковременные перебои энергии, долговременные сбои, перенапряжение в сети и многое другое. Горячее водоснабжение Жители неоднократно сталкиваются с проблемами горячего водоснабжения. Из горячего крана постоянно течет холодная вода, перебои или отключение горячей воды Холодное водоснабжение Жители неоднократно сталкиваются с проблемами холодного водоснабжения. Если Вы столкнулись с проблемой некачественного предоставления услуг по водоснабжению, имеются перебои или отключение холодной воды Отопление Жители неоднократно сталкиваются с проблемами теплоснабжения. Батареи холодные и в квартире не комфортно. Если Вы столкнулись с проблемой некачественного предоставления услуг по отоплению, имеются перебои или отключение отопления. Корректировка платы за отопление Приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг Действия потребителей при предоставлении некачественных коммунальных услуг
Показать ещё 5
Возможные темы ↓
Уличное освещение Уличное освещение – важная составляющая безопасности. Если столкнулись с проблемой, когда уличное освещение отсутствует или часто выходит из строя из-за старых электрических сетей, городской властью долгое время не проводился ремонт. Дороги общего пользования Ненадлежащее содержание дорог зачастую становится причиной дорожно-транспортных происшествий. Вы столкнулись с проблемой, плохих дорог, состояние которых оставляет желать лучшего. Парк, сквер и пешеходные зоны Парки, скверы, пешеходные зоны являются объектами «зеленого» фонда города, предназначенными для рекреационного использования всеми жителями города. Если Вы столкнулись с нарушением порядка содержания территории парков, скверов и пешеходных зон. Парковка Если Вы столкнулись с проблемой парковки на придомовой территории – решение проблемы на муниципальном уровне Озеленение придомовой территории Как обстоят дела с озеленением придомовой территории и могут ли собственники повлиять на создание комфортной среды? Об этом пойдет речь в статье. Детские площадки Детская площадка не соответствует требованием безопасности, не качественное обслуживание –проблема детских площадок стоит остро по всей стране Вывоз твердых коммунальных отходов Если Вы столкнулись с проблемой некачественного, несвоевременного вывоза ТБО (ТКО) и кто несет ответственность за вывоз мусора? Придомовая территория Проблема обслуживания придомовой территории возникает в большинстве многоквартирных домов в нашей стране. Тротуары, урны не убраны, мусор во дворе и многое другое Безнадзорные животные Борьба с брошенными и бесхозяйными автомобилями
Показать ещё 6
Возможные темы ↓
Балкон (лоджия) Балкон разрушается. Кто должен ремонтировать балконы в МКД? Капитальный ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме Капитальный ремонт дома-важная часть его обслуживания. Когда делается капитальный ремонт, и что в него входит? Крыша многоквартирного дома Идет дождь, и вы заметили в квартире или в подъезде подтеки. Когда Вы столкнулись с проблемой протечки крыши МКД Лифт Лифт должен работать исправно и отвечать всем требованиям безопасности. Если Вы столкнулись с проблемой, когда лифт постоянно застревает, сломаны двери, повреждены кнопки Освещение в подъездах Освещение должно исправно работать на всех этажах в МКД. Если Вы столкнулись с проблемой, когда перегорела лампочка, разбит или поврежден плафон Мусоропровод Если Вы столкнулись с проблемой, когда если мусоропровод не исправен, засорился Площадки ТКО Обязанность по созданию контейнерных площадок с 01 января 2019 года возложена на муниципалитет, но кто ответственный за содержание площадок, и что делать если мусорные контейнеры расположены в нарушение установленных норм СанПина? Счетчики Давайте разберемся, как действовать в случае, если есть подозрения по поводу исправности счетчика, это может происходить по множеству причин, и как передать показания … Текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме За ремонт общего имущества мы обязаны платить по закону — в квитанции эта строка называется «Содержание и текущий ремонт общего имущества». Рассказываем о перечне работ входящих в плату, о предельных сроках устранения неисправностей Подъезд (парадная) Обшарпанные стены, не работает домофон, рассохшиеся рамы. Если собственники исправно платят квартплату, всего этого быть не должно. Рассказываем, как заставить управляющую компанию сделать ремонт в подъезде многоквартирного дома. Подвал Самая распространенная проблема большинства многоквартирных жилых домов - затопленные подвалы. Расскажем, что находится в повальных помещениях, почему заливает подвалы и кто отвечает за затопление Состояние жилых помещений Жилое помещение должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям Рассказываем, как поступить в ситуации с захламлением жильцами квартир Перепланировка помещений Какие перепланировки, считаются незаконными и какие есть исключения. Рассказываем порядок действий для согласования перепланировки (переустройства) Общедомовой прибор учета
Показать ещё 10
Возможные темы ↓
Незаконная вырубка леса Из-за незаконной вырубки леса, страдают растительный и животный, происходит эрозия почв, иные нежелательные последствия. Рассказываем, какая бывает ответственность за незаконную рубку зеленных насаждений. Загрязнение окружающей среды Загрязнение окружающей среды: виды, основные источники, последствия и методы решения проблемы Незаконная утилизация вредных отходов Наибольшую проблему на сегодняшний день представляют неучтенные опасные отходы и их нелегальное захоронение. Рассказываем, какая бывает ответственность за незаконную утилизацию вредных отходов. Незаконная добыча природных ресурсов А что будет, если добыча природных ресурсов осуществляется в отсутствие нужной лицензии? Другими словами, выясним, какие меры ответственности могут быть применены к лицу, производящему незаконную добычу полезных ископаемых Выбросы вредных веществ в атмосферу Загрязнение атмосферы представляет собой совокупность экологических проблем. Рассказываем, какая бывает ответственность за загрязнение атмосферы и плата за негативное воздействие на окружающую среду.
Показать ещё 1

Незаконная добыча природных ресурсов

array(4) { ["quest"]=> array(5) { [0]=> string(112) "Незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых" [1]=> string(104) "Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов " [2]=> string(49) "Загрязнение морской среды " [3]=> string(102) "Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов " [4]=> string(156) "Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ" } ["answer"]=> array(5) { [0]=> string(11053) "

В силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Статьей 11 Закона РФ «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Таким образом, действующее законодательство в области недропользования однозначно предписывает, что использование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, в частности песчано-гравийных смесей, гранита, песчаника и прочего камня для памятников и строительства, осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке.

Любое иное пользование участками недр влечет административную и даже уголовную ответственность.

Из всего комплекса вопросов квалификации незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ) чаще прочих криминалистами обсуждается возможность уголовно-правовой оценки содеянного как хищения.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" к полномочиям федеральных органов государственной власти, органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования (ныне это Минприроды России) относится в том числе формирование совместно с субъектами Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым. В соответствии с указанием Минприроды при формировании региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, рекомендуется использовать определенный их перечень, включающий пески, песчано-гравийные, гравийно-песчаные породы и т.д. Эти рекомендации учитываются при формировании названных перечней ОПИ

 Пункт 2 Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным (утв. распоряжением Минприроды России от 7 февраля 2003 г. N 47-р).

 Законодательством установлены основания (условия) добычи и использования ОПИ, пользование недрами лицензируется. Добычу ОПИ в нарушение оснований (условий) и станем определять, как незаконную. Образует ли такая добыча состав хищения?

«Природные ресурсы могут считаться предметом хищения лишь в той мере, в какой их оборот допускается законом, предполагающим свободное осуществление их собственником права владения, пользования и распоряжения данными объектами недвижимости», "самовольное пользование недрами или нарушение правил пользования ими охватывается столь многообразным комплексом норм действующего УК, что отсутствие в нем нормы, аналогичной ст. 167 УК РСФСР 1960 г. не означает, вопреки утверждению некоторых авторов, что "преступные посягательства на недра и их содержимое" следует квалифицировать как хищение, а содержимое недр следует признать предметом хищения".

 

Действительно, вывод об ограниченности в обороте ОПИ следует из ст. 1.2 Закона "О недрах", согласно которой "недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые... являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами". И лишь "добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности".

Так, частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 158 (за тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью) и ст. 171 Уголовного кодекса РФ (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).

Максимальное наказание, предусмотренное ст. 158 УК РФ, -  лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет, либо без такового.

Статьёй 171 УК РФ также предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

" [1]=> string(26192) "

Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ) относится к наиболее распространенным экологическим преступлениям. Данное деяние нарушает оптимальное состояние водных биоресурсов, их экологическое равновесие, условия сохранения и выживания популяции водных животных и растений.

Предметом этого деяния могут признаваться только водные животные, находящиеся в природной среде в естественном состоянии, т.е. не являющиеся объектом вещных прав юридического или физического лица, не признаваемые товаром. Действия лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо в завладении рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, подлежат квалификации как хищение чужого имущества.

Добыча (вылов) означает изъятие указанных биоресурсов из среды их обитания. Незаконной следует считать добычу, производимую с нарушением правил, установленных нормативными правовыми актами. Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 26 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (части 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)" "под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба".

В судебной практике крупный ущерб оценивается исходя из стоимости добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенности особей, их количества и отнесения к специальным категориям, а также из нанесенного их добычей ущерба водным биологическим ресурсам. К нему следует, в частности, относить гибель большого количества неполовозрелых рыб (мальков), вылов или уничтожение рыб и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу субъекта Российской Федерации, уничтожение мест нереста, зимовальных ям, нагульных площадей, ухудшение качества среды обитания водных биологических ресурсов и нарушение процесса их воспроизводства.

В денежном выражении ущерб определяется согласно Постановлению Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 515 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов".

Добычу следует признавать совершенной незаконно в следующих случаях: без соответствующего разрешения либо с просроченным разрешением (лицензией); не тем лицом, которому оно выдано; при добыче водных животных, запрещенных к вылову либо сверх установленного количества, указанного в лицензии или в договоре на отвод рыбопромыслового участка или водоема либо участка для добывания промысловых морских растений, и др.

Запретное время означает, что добыча водных биологических ресурсов производится в сроки, когда это вообще запрещено, или имеется запрет для добычи определенных видов и в конкретных водных объектах.

К недозволенным местам относятся: а) места нереста и миграционные пути к ним; б) особо охраняемые природные территории; в) зона экологического бедствия; г) зона чрезвычайной экологической ситуации. Места нереста - это водоемы или части водного объекта, где рыба мечет икру и вылупляется потомство; миграционные пути - водные объекты, по которым рыба идет к местам нереста, скапливаясь в большом количестве (рунный ход). Под применением самоходного транспортного плавающего средства (катера, моторной лодки и т.п., кроме весельной лодки) понимается его использование как орудия в процессе добычи водных животных и промысловых морских растений. Применение транспортного средства в иных целях (например, для доставки рыболовов к месту браконьерства, транспортировки незаконно добытого и др.) не может признаваться признаком состава преступления, предусмотренного п. "б" ч. 1 ст. 256 УК РФ.

К незаконным относятся способы, которые ведут к массовому истреблению водных животных и растений в результате применения при добыче взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового уничтожения. В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 ст. 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)" говорится: "Под способами массового истребления водных биологических ресурсов понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий лова, которые повлекли или могли повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов, отрицательно повлиять на среду их обитания (например, прекращение доступа кислорода в водный объект посредством уничтожения или перекрытия источников его водоснабжения, применение крючковой снасти типа перемета, лов рыбы гоном, багрение, использование запруд, применение огнестрельного оружия, колющих орудий)".

Часть 2 ст. 253 УК РФ предусматривает ответственность в том числе за добычу (вылов) природных ресурсов континентального шельфа России или ее исключительной экономической зоны, производимую без соответствующего разрешения.

К природным ресурсам континентального шельфа относятся: минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, живые организмы, относящиеся к "сидячим" видам, т.е. организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами. Перечень видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа, устанавливается специально уполномоченным на то федеральным органом по рыболовству. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа находятся в ведении Российской Федерации; деятельность по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов и их охране входит в компетенцию Правительства РФ.

Незаконный вылов водных биологических ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации "полностью охватывается ч. 2 ст. 253 УК РФ, если лицом не осуществлялась незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов при наличии признаков, предусмотренных в ч. ч. 1 и 3 ст. 256 УК РФ. Уголовная ответственность в таких случаях... наступает по соответствующим частям ст. 256 УК РФ" (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 26).

Ответственность за незаконные добычу и оборот особо ценных водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, предусмотрена ст. 258.1 УК РФ. В этом случае предметом преступления выступают: а) особо ценные водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу РФ; б) водные биологические ресурсы, охраняемые международными договорами Российской Федерации; в) части и дериваты (производные) указанных биологических ресурсов. Для определения двух первых из них необходимо обратиться к Приказу Минприроды России от 23 мая 2016 г. N 306 "Об утверждении Порядка ведения Красной книги Российской Федерации" , Постановлению Правительства РФ от 31 октября 2013 г. N 978 "Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258 Уголовного кодекса Российской Федерации".

Под частями диких животных в ст. 258.1 УК РФ следует понимать не подвергшиеся обработке искусственно выделенные фрагменты, органы, вещества; под дериватами (производными) диких животных - продукты их хозяйственной переработки.

Следует отметить, что данный состав преступления в качестве уголовно наказуемого предусматривает и такое деяние, как незаконное содержание водного биологического ресурса. Оно предполагает комплекс мероприятий по уходу за ним, включающий размещение и создание зоогигиенических условий.

Как уже говорилось, вторая группа уголовно-правовых норм в первую очередь охраняет среду обитания (воду, морскую среду - ст. ст. 250, 252 УК РФ) и обеспечивает соблюдение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ).

Общественная опасность первого из указанных преступлений заключается в том, что загрязнение воды, являющейся всеобщим условием жизнедеятельности человека, способно причинить вред практически всем элементам окружающей природной среды, в том числе и водным биологическим ресурсам.

Существенный вред как последствие рассматриваемого преступления характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов; уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три раза и более; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

Ущерб, причиненный в результате загрязнения вод, рассчитывается по соответствующим таксам

" [2]=> string(985) "

Загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ) причиняет в том числе вред живым ресурсам моря; оно происходит за счет находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для водных биологических ресурсов.

" [3]=> string(1800) "

Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ) заключается в том, что при осуществлении хозяйственной деятельности уничтожаются рыбные запасы и другие водные животные либо растения, что ведет к истощению популяций либо к их исчезновению.

Преступление охватывает игнорирование соответствующих требований при производстве сплава древесины, строительстве мостов, дамб, транспортировке древесины и других лесных ресурсов, осуществлении взрывных и иных работ, а равно эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов. Порядок производства указанных видов работ установлен в нормативных актах. При этом надо иметь в виду, что закон содержит открытый перечень видов деятельности, при которых возможно нарушение правил охраны водных биоресурсов.

" [4]=> string(7712) "

Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259 УК РФ), как преступление в уголовном законодательстве России предусмотрено впервые. Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"  в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга РФ и Красная книга субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования (ст. 60 указанного Закона).

Красная книга РФ ведется на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений, и грибов, обитающих (произрастающих) на территории России, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в красные книги, не допускаются.

Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что в результате хозяйственной деятельности уничтожаются места обитания редких или находящихся под угрозой исчезновения организмов, что может привести к их фактическому вымиранию.

Предмет преступления в литературе определяется по-разному. Одни авторы, исходя из текста ст. 259 УК РФ, в качестве такового называют критические местообитания для организмов, занесенных в Красную книгу РФ. Другие полагают, что предметом рассматриваемого преступления являются сами эти растения и животные. Воздействие на них оказывается путем уничтожения критических мест обитания этих организмов, которые в данном случае характеризуют место совершения преступления, а не его предмет.

 На наш взгляд, первая точка зрения точнее отражает суть деяния, его законодательную характеристику и направленность, согласуется с общим учением о предмете преступления. Действия в данном случае направлены не на сами растения и животные, занесенные в Красную книгу РФ, а на критические места их обитания. Критические местообитания - это специально выделяемые участки (территории), часть среды обитания, выраженная в конкретных пространственных границах, с которыми связаны (на которых осуществляются) наиболее значимые для сохранения популяций животных этапы их жизненного цикла, для растений - весь их жизненный цикл. К ним, в частности, относятся места естественного обитания, нереста, зимовки, места массовых скоплений, постоянной или сезонной концентрации, пути миграции, места нагула, выращивания молодняка, убежища. Критические местообитания растений и животных, занесенных в красные книги субъектов Федерации, не охраняются ст. 259 УК РФ.

Согласно данным статистики рассмотренные экологические преступления ставятся на учет не так часто. Вероятно, это в том числе свидетельствует об их высокой латентности.

" } ["first"]=> array(1) { [0]=> string(0) "" } ["end"]=> array(1) { [0]=> string(0) "" } }
Незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых

В силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.

Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.

Статьей 11 Закона РФ «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.

Таким образом, действующее законодательство в области недропользования однозначно предписывает, что использование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, в частности песчано-гравийных смесей, гранита, песчаника и прочего камня для памятников и строительства, осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке.

Любое иное пользование участками недр влечет административную и даже уголовную ответственность.

Из всего комплекса вопросов квалификации незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ) чаще прочих криминалистами обсуждается возможность уголовно-правовой оценки содеянного как хищения.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" к полномочиям федеральных органов государственной власти, органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования (ныне это Минприроды России) относится в том числе формирование совместно с субъектами Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым. В соответствии с указанием Минприроды при формировании региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, рекомендуется использовать определенный их перечень, включающий пески, песчано-гравийные, гравийно-песчаные породы и т.д. Эти рекомендации учитываются при формировании названных перечней ОПИ

 Пункт 2 Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным (утв. распоряжением Минприроды России от 7 февраля 2003 г. N 47-р).

 Законодательством установлены основания (условия) добычи и использования ОПИ, пользование недрами лицензируется. Добычу ОПИ в нарушение оснований (условий) и станем определять, как незаконную. Образует ли такая добыча состав хищения?

«Природные ресурсы могут считаться предметом хищения лишь в той мере, в какой их оборот допускается законом, предполагающим свободное осуществление их собственником права владения, пользования и распоряжения данными объектами недвижимости», "самовольное пользование недрами или нарушение правил пользования ими охватывается столь многообразным комплексом норм действующего УК, что отсутствие в нем нормы, аналогичной ст. 167 УК РСФСР 1960 г. не означает, вопреки утверждению некоторых авторов, что "преступные посягательства на недра и их содержимое" следует квалифицировать как хищение, а содержимое недр следует признать предметом хищения".

 

Действительно, вывод об ограниченности в обороте ОПИ следует из ст. 1.2 Закона "О недрах", согласно которой "недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые... являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами". И лишь "добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности".

Так, частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 158 (за тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью) и ст. 171 Уголовного кодекса РФ (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).

Максимальное наказание, предусмотренное ст. 158 УК РФ, -  лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет, либо без такового.

Статьёй 171 УК РФ также предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов

Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ) относится к наиболее распространенным экологическим преступлениям. Данное деяние нарушает оптимальное состояние водных биоресурсов, их экологическое равновесие, условия сохранения и выживания популяции водных животных и растений.

Предметом этого деяния могут признаваться только водные животные, находящиеся в природной среде в естественном состоянии, т.е. не являющиеся объектом вещных прав юридического или физического лица, не признаваемые товаром. Действия лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо в завладении рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, подлежат квалификации как хищение чужого имущества.

Добыча (вылов) означает изъятие указанных биоресурсов из среды их обитания. Незаконной следует считать добычу, производимую с нарушением правил, установленных нормативными правовыми актами. Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 26 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (части 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)" "под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба".

В судебной практике крупный ущерб оценивается исходя из стоимости добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенности особей, их количества и отнесения к специальным категориям, а также из нанесенного их добычей ущерба водным биологическим ресурсам. К нему следует, в частности, относить гибель большого количества неполовозрелых рыб (мальков), вылов или уничтожение рыб и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу субъекта Российской Федерации, уничтожение мест нереста, зимовальных ям, нагульных площадей, ухудшение качества среды обитания водных биологических ресурсов и нарушение процесса их воспроизводства.

В денежном выражении ущерб определяется согласно Постановлению Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 515 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов".

Добычу следует признавать совершенной незаконно в следующих случаях: без соответствующего разрешения либо с просроченным разрешением (лицензией); не тем лицом, которому оно выдано; при добыче водных животных, запрещенных к вылову либо сверх установленного количества, указанного в лицензии или в договоре на отвод рыбопромыслового участка или водоема либо участка для добывания промысловых морских растений, и др.

Запретное время означает, что добыча водных биологических ресурсов производится в сроки, когда это вообще запрещено, или имеется запрет для добычи определенных видов и в конкретных водных объектах.

К недозволенным местам относятся: а) места нереста и миграционные пути к ним; б) особо охраняемые природные территории; в) зона экологического бедствия; г) зона чрезвычайной экологической ситуации. Места нереста - это водоемы или части водного объекта, где рыба мечет икру и вылупляется потомство; миграционные пути - водные объекты, по которым рыба идет к местам нереста, скапливаясь в большом количестве (рунный ход). Под применением самоходного транспортного плавающего средства (катера, моторной лодки и т.п., кроме весельной лодки) понимается его использование как орудия в процессе добычи водных животных и промысловых морских растений. Применение транспортного средства в иных целях (например, для доставки рыболовов к месту браконьерства, транспортировки незаконно добытого и др.) не может признаваться признаком состава преступления, предусмотренного п. "б" ч. 1 ст. 256 УК РФ.

К незаконным относятся способы, которые ведут к массовому истреблению водных животных и растений в результате применения при добыче взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового уничтожения. В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 ст. 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)" говорится: "Под способами массового истребления водных биологических ресурсов понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий лова, которые повлекли или могли повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов, отрицательно повлиять на среду их обитания (например, прекращение доступа кислорода в водный объект посредством уничтожения или перекрытия источников его водоснабжения, применение крючковой снасти типа перемета, лов рыбы гоном, багрение, использование запруд, применение огнестрельного оружия, колющих орудий)".

Часть 2 ст. 253 УК РФ предусматривает ответственность в том числе за добычу (вылов) природных ресурсов континентального шельфа России или ее исключительной экономической зоны, производимую без соответствующего разрешения.

К природным ресурсам континентального шельфа относятся: минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, живые организмы, относящиеся к "сидячим" видам, т.е. организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами. Перечень видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа, устанавливается специально уполномоченным на то федеральным органом по рыболовству. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа находятся в ведении Российской Федерации; деятельность по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов и их охране входит в компетенцию Правительства РФ.

Незаконный вылов водных биологических ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации "полностью охватывается ч. 2 ст. 253 УК РФ, если лицом не осуществлялась незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов при наличии признаков, предусмотренных в ч. ч. 1 и 3 ст. 256 УК РФ. Уголовная ответственность в таких случаях... наступает по соответствующим частям ст. 256 УК РФ" (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 26).

Ответственность за незаконные добычу и оборот особо ценных водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, предусмотрена ст. 258.1 УК РФ. В этом случае предметом преступления выступают: а) особо ценные водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу РФ; б) водные биологические ресурсы, охраняемые международными договорами Российской Федерации; в) части и дериваты (производные) указанных биологических ресурсов. Для определения двух первых из них необходимо обратиться к Приказу Минприроды России от 23 мая 2016 г. N 306 "Об утверждении Порядка ведения Красной книги Российской Федерации" , Постановлению Правительства РФ от 31 октября 2013 г. N 978 "Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258 Уголовного кодекса Российской Федерации".

Под частями диких животных в ст. 258.1 УК РФ следует понимать не подвергшиеся обработке искусственно выделенные фрагменты, органы, вещества; под дериватами (производными) диких животных - продукты их хозяйственной переработки.

Следует отметить, что данный состав преступления в качестве уголовно наказуемого предусматривает и такое деяние, как незаконное содержание водного биологического ресурса. Оно предполагает комплекс мероприятий по уходу за ним, включающий размещение и создание зоогигиенических условий.

Как уже говорилось, вторая группа уголовно-правовых норм в первую очередь охраняет среду обитания (воду, морскую среду - ст. ст. 250, 252 УК РФ) и обеспечивает соблюдение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ).

Общественная опасность первого из указанных преступлений заключается в том, что загрязнение воды, являющейся всеобщим условием жизнедеятельности человека, способно причинить вред практически всем элементам окружающей природной среды, в том числе и водным биологическим ресурсам.

Существенный вред как последствие рассматриваемого преступления характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов; уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три раза и более; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.

Ущерб, причиненный в результате загрязнения вод, рассчитывается по соответствующим таксам

Загрязнение морской среды

Загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ) причиняет в том числе вред живым ресурсам моря; оно происходит за счет находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для водных биологических ресурсов.

Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов

Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ) заключается в том, что при осуществлении хозяйственной деятельности уничтожаются рыбные запасы и другие водные животные либо растения, что ведет к истощению популяций либо к их исчезновению.

Преступление охватывает игнорирование соответствующих требований при производстве сплава древесины, строительстве мостов, дамб, транспортировке древесины и других лесных ресурсов, осуществлении взрывных и иных работ, а равно эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов. Порядок производства указанных видов работ установлен в нормативных актах. При этом надо иметь в виду, что закон содержит открытый перечень видов деятельности, при которых возможно нарушение правил охраны водных биоресурсов.

Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ

Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259 УК РФ), как преступление в уголовном законодательстве России предусмотрено впервые. Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды"  в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга РФ и Красная книга субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования (ст. 60 указанного Закона).

Красная книга РФ ведется на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений, и грибов, обитающих (произрастающих) на территории России, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в красные книги, не допускаются.

Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что в результате хозяйственной деятельности уничтожаются места обитания редких или находящихся под угрозой исчезновения организмов, что может привести к их фактическому вымиранию.

Предмет преступления в литературе определяется по-разному. Одни авторы, исходя из текста ст. 259 УК РФ, в качестве такового называют критические местообитания для организмов, занесенных в Красную книгу РФ. Другие полагают, что предметом рассматриваемого преступления являются сами эти растения и животные. Воздействие на них оказывается путем уничтожения критических мест обитания этих организмов, которые в данном случае характеризуют место совершения преступления, а не его предмет.

 На наш взгляд, первая точка зрения точнее отражает суть деяния, его законодательную характеристику и направленность, согласуется с общим учением о предмете преступления. Действия в данном случае направлены не на сами растения и животные, занесенные в Красную книгу РФ, а на критические места их обитания. Критические местообитания - это специально выделяемые участки (территории), часть среды обитания, выраженная в конкретных пространственных границах, с которыми связаны (на которых осуществляются) наиболее значимые для сохранения популяций животных этапы их жизненного цикла, для растений - весь их жизненный цикл. К ним, в частности, относятся места естественного обитания, нереста, зимовки, места массовых скоплений, постоянной или сезонной концентрации, пути миграции, места нагула, выращивания молодняка, убежища. Критические местообитания растений и животных, занесенных в красные книги субъектов Федерации, не охраняются ст. 259 УК РФ.

Согласно данным статистики рассмотренные экологические преступления ставятся на учет не так часто. Вероятно, это в том числе свидетельствует об их высокой латентности.

Авторизация
Регистрация
Восстановление пароля

Закрыть
Главная Профиль Обращения Ситуации Ещё
Задать вопрос специалисту Образцы заявлений и жалоб для подачи в гос. органы
Ожидайте завершения загрузки