array(4) {
["quest"]=>
array(5) {
[0]=>
string(112) "Незаконная добыча общераспространенных полезных ископаемых"
[1]=>
string(104) "Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов "
[2]=>
string(49) "Загрязнение морской среды "
[3]=>
string(102) "Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов "
[4]=>
string(156) "Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ"
}
["answer"]=>
array(5) {
[0]=>
string(11053) "
В силу статьи 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах» недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью.
Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами.
Статьей 11 Закона РФ «О недрах» установлено, что предоставление недр в пользование оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии.
Таким образом, действующее законодательство в области недропользования однозначно предписывает, что использование недрами, в том числе добыча общераспространенных полезных ископаемых, в частности песчано-гравийных смесей, гранита, песчаника и прочего камня для памятников и строительства, осуществляется только при наличии у хозяйствующего субъекта соответствующей лицензии, полученной в установленном порядке.
Любое иное пользование участками недр влечет административную и даже уголовную ответственность.
Из всего комплекса вопросов квалификации незаконной добычи общераспространенных полезных ископаемых (далее - ОПИ) чаще прочих криминалистами обсуждается возможность уголовно-правовой оценки содеянного как хищения.
Согласно ст. 3 Закона РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" к полномочиям федеральных органов государственной власти, органов государственной власти в сфере регулирования отношений недропользования (ныне это Минприроды России) относится в том числе формирование совместно с субъектами Федерации региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным полезным ископаемым. В соответствии с указанием Минприроды при формировании региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, рекомендуется использовать определенный их перечень, включающий пески, песчано-гравийные, гравийно-песчаные породы и т.д. Эти рекомендации учитываются при формировании названных перечней ОПИ
Пункт 2 Временных методических рекомендаций по подготовке и рассмотрению материалов, связанных с формированием, согласованием и утверждением региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным (утв. распоряжением Минприроды России от 7 февраля 2003 г. N 47-р).
Законодательством установлены основания (условия) добычи и использования ОПИ, пользование недрами лицензируется. Добычу ОПИ в нарушение оснований (условий) и станем определять, как незаконную. Образует ли такая добыча состав хищения?
«Природные ресурсы могут считаться предметом хищения лишь в той мере, в какой их оборот допускается законом, предполагающим свободное осуществление их собственником права владения, пользования и распоряжения данными объектами недвижимости», "самовольное пользование недрами или нарушение правил пользования ими охватывается столь многообразным комплексом норм действующего УК, что отсутствие в нем нормы, аналогичной ст. 167 УК РСФСР 1960 г. не означает, вопреки утверждению некоторых авторов, что "преступные посягательства на недра и их содержимое" следует квалифицировать как хищение, а содержимое недр следует признать предметом хищения".
Действительно, вывод об ограниченности в обороте ОПИ следует из ст. 1.2 Закона "О недрах", согласно которой "недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые... являются государственной собственностью. Участки недр не могут быть предметом купли, продажи, дарения, наследования, вклада, залога или отчуждаться в иной форме. Права пользования недрами могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому в той мере, в какой их оборот допускается федеральными законами". И лишь "добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности".
Так, частью 1 статьи 7.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за пользование недрами без лицензии на пользование недрами. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от восьмисот тысяч до одного миллиона рублей.
Уголовная ответственность предусмотрена ст. 158 (за тайное хищение полезных ископаемых, являющихся государственной собственностью) и ст. 171 Уголовного кодекса РФ (за осуществление предпринимательской деятельности по добыче полезных ископаемых без лицензии, связанной с извлечением дохода).
Максимальное наказание, предусмотренное ст. 158 УК РФ, - лишение свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением свободы на срок до двух лет, либо без такового.
Статьёй 171 УК РФ также предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
"
[1]=>
string(26192) "
Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ) относится к наиболее распространенным экологическим преступлениям. Данное деяние нарушает оптимальное состояние водных биоресурсов, их экологическое равновесие, условия сохранения и выживания популяции водных животных и растений.
Предметом этого деяния могут признаваться только водные животные, находящиеся в природной среде в естественном состоянии, т.е. не являющиеся объектом вещных прав юридического или физического лица, не признаваемые товаром. Действия лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо в завладении рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, подлежат квалификации как хищение чужого имущества.
Добыча (вылов) означает изъятие указанных биоресурсов из среды их обитания. Незаконной следует считать добычу, производимую с нарушением правил, установленных нормативными правовыми актами. Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 26 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (части 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)" "под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба".
В судебной практике крупный ущерб оценивается исходя из стоимости добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенности особей, их количества и отнесения к специальным категориям, а также из нанесенного их добычей ущерба водным биологическим ресурсам. К нему следует, в частности, относить гибель большого количества неполовозрелых рыб (мальков), вылов или уничтожение рыб и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу субъекта Российской Федерации, уничтожение мест нереста, зимовальных ям, нагульных площадей, ухудшение качества среды обитания водных биологических ресурсов и нарушение процесса их воспроизводства.
В денежном выражении ущерб определяется согласно Постановлению Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 515 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов".
Добычу следует признавать совершенной незаконно в следующих случаях: без соответствующего разрешения либо с просроченным разрешением (лицензией); не тем лицом, которому оно выдано; при добыче водных животных, запрещенных к вылову либо сверх установленного количества, указанного в лицензии или в договоре на отвод рыбопромыслового участка или водоема либо участка для добывания промысловых морских растений, и др.
Запретное время означает, что добыча водных биологических ресурсов производится в сроки, когда это вообще запрещено, или имеется запрет для добычи определенных видов и в конкретных водных объектах.
К недозволенным местам относятся: а) места нереста и миграционные пути к ним; б) особо охраняемые природные территории; в) зона экологического бедствия; г) зона чрезвычайной экологической ситуации. Места нереста - это водоемы или части водного объекта, где рыба мечет икру и вылупляется потомство; миграционные пути - водные объекты, по которым рыба идет к местам нереста, скапливаясь в большом количестве (рунный ход). Под применением самоходного транспортного плавающего средства (катера, моторной лодки и т.п., кроме весельной лодки) понимается его использование как орудия в процессе добычи водных животных и промысловых морских растений. Применение транспортного средства в иных целях (например, для доставки рыболовов к месту браконьерства, транспортировки незаконно добытого и др.) не может признаваться признаком состава преступления, предусмотренного п. "б" ч. 1 ст. 256 УК РФ.
К незаконным относятся способы, которые ведут к массовому истреблению водных животных и растений в результате применения при добыче взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового уничтожения. В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 ст. 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)" говорится: "Под способами массового истребления водных биологических ресурсов понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий лова, которые повлекли или могли повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов, отрицательно повлиять на среду их обитания (например, прекращение доступа кислорода в водный объект посредством уничтожения или перекрытия источников его водоснабжения, применение крючковой снасти типа перемета, лов рыбы гоном, багрение, использование запруд, применение огнестрельного оружия, колющих орудий)".
Часть 2 ст. 253 УК РФ предусматривает ответственность в том числе за добычу (вылов) природных ресурсов континентального шельфа России или ее исключительной экономической зоны, производимую без соответствующего разрешения.
К природным ресурсам континентального шельфа относятся: минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, живые организмы, относящиеся к "сидячим" видам, т.е. организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами. Перечень видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа, устанавливается специально уполномоченным на то федеральным органом по рыболовству. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа находятся в ведении Российской Федерации; деятельность по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов и их охране входит в компетенцию Правительства РФ.
Незаконный вылов водных биологических ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации "полностью охватывается ч. 2 ст. 253 УК РФ, если лицом не осуществлялась незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов при наличии признаков, предусмотренных в ч. ч. 1 и 3 ст. 256 УК РФ. Уголовная ответственность в таких случаях... наступает по соответствующим частям ст. 256 УК РФ" (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 26).
Ответственность за незаконные добычу и оборот особо ценных водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, предусмотрена ст. 258.1 УК РФ. В этом случае предметом преступления выступают: а) особо ценные водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу РФ; б) водные биологические ресурсы, охраняемые международными договорами Российской Федерации; в) части и дериваты (производные) указанных биологических ресурсов. Для определения двух первых из них необходимо обратиться к Приказу Минприроды России от 23 мая 2016 г. N 306 "Об утверждении Порядка ведения Красной книги Российской Федерации" , Постановлению Правительства РФ от 31 октября 2013 г. N 978 "Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258 Уголовного кодекса Российской Федерации".
Под частями диких животных в ст. 258.1 УК РФ следует понимать не подвергшиеся обработке искусственно выделенные фрагменты, органы, вещества; под дериватами (производными) диких животных - продукты их хозяйственной переработки.
Следует отметить, что данный состав преступления в качестве уголовно наказуемого предусматривает и такое деяние, как незаконное содержание водного биологического ресурса. Оно предполагает комплекс мероприятий по уходу за ним, включающий размещение и создание зоогигиенических условий.
Как уже говорилось, вторая группа уголовно-правовых норм в первую очередь охраняет среду обитания (воду, морскую среду - ст. ст. 250, 252 УК РФ) и обеспечивает соблюдение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ).
Общественная опасность первого из указанных преступлений заключается в том, что загрязнение воды, являющейся всеобщим условием жизнедеятельности человека, способно причинить вред практически всем элементам окружающей природной среды, в том числе и водным биологическим ресурсам.
Существенный вред как последствие рассматриваемого преступления характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов; уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три раза и более; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.
Ущерб, причиненный в результате загрязнения вод, рассчитывается по соответствующим таксам
"
[2]=>
string(985) "
Загрязнение морской среды (ст. 252 УК РФ) причиняет в том числе вред живым ресурсам моря; оно происходит за счет находящихся на суше источников либо вследствие нарушения правил захоронения или сброса с транспортных средств или возведенных в море искусственных островов, установок или сооружений веществ и материалов, вредных для водных биологических ресурсов.
"
[3]=>
string(1800) "
Нарушение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ) заключается в том, что при осуществлении хозяйственной деятельности уничтожаются рыбные запасы и другие водные животные либо растения, что ведет к истощению популяций либо к их исчезновению.
Преступление охватывает игнорирование соответствующих требований при производстве сплава древесины, строительстве мостов, дамб, транспортировке древесины и других лесных ресурсов, осуществлении взрывных и иных работ, а равно эксплуатации водозаборных сооружений и перекачивающих механизмов. Порядок производства указанных видов работ установлен в нормативных актах. При этом надо иметь в виду, что закон содержит открытый перечень видов деятельности, при которых возможно нарушение правил охраны водных биоресурсов.
"
[4]=>
string(7712) "
Уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ (ст. 259 УК РФ), как преступление в уголовном законодательстве России предусмотрено впервые. Согласно Федеральному закону от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в целях охраны и учета редких и находящихся под угрозой исчезновения растений, животных и других организмов учреждаются Красная книга РФ и Красная книга субъектов Российской Федерации. Растения, животные и другие организмы, относящиеся к видам, занесенным в красные книги, повсеместно подлежат изъятию из хозяйственного использования (ст. 60 указанного Закона).
Красная книга РФ ведется на основе систематически обновляемых данных о состоянии и распространении редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений, и грибов, обитающих (произрастающих) на территории России, на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.
Любая деятельность, влекущая за собой изменение среды обитания объектов животного мира и ухудшение условий их размножения, нагула, отдыха и путей миграции, должна осуществляться с соблюдением требований, обеспечивающих охрану животного мира. Действия, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания объектов животного мира, занесенных в красные книги, не допускаются.
Общественная опасность рассматриваемого преступления заключается в том, что в результате хозяйственной деятельности уничтожаются места обитания редких или находящихся под угрозой исчезновения организмов, что может привести к их фактическому вымиранию.
Предмет преступления в литературе определяется по-разному. Одни авторы, исходя из текста ст. 259 УК РФ, в качестве такового называют критические местообитания для организмов, занесенных в Красную книгу РФ. Другие полагают, что предметом рассматриваемого преступления являются сами эти растения и животные. Воздействие на них оказывается путем уничтожения критических мест обитания этих организмов, которые в данном случае характеризуют место совершения преступления, а не его предмет.
На наш взгляд, первая точка зрения точнее отражает суть деяния, его законодательную характеристику и направленность, согласуется с общим учением о предмете преступления. Действия в данном случае направлены не на сами растения и животные, занесенные в Красную книгу РФ, а на критические места их обитания. Критические местообитания - это специально выделяемые участки (территории), часть среды обитания, выраженная в конкретных пространственных границах, с которыми связаны (на которых осуществляются) наиболее значимые для сохранения популяций животных этапы их жизненного цикла, для растений - весь их жизненный цикл. К ним, в частности, относятся места естественного обитания, нереста, зимовки, места массовых скоплений, постоянной или сезонной концентрации, пути миграции, места нагула, выращивания молодняка, убежища. Критические местообитания растений и животных, занесенных в красные книги субъектов Федерации, не охраняются ст. 259 УК РФ.
Согласно данным статистики рассмотренные экологические преступления ставятся на учет не так часто. Вероятно, это в том числе свидетельствует об их высокой латентности.
"
}
["first"]=>
array(1) {
[0]=>
string(0) ""
}
["end"]=>
array(1) {
[0]=>
string(0) ""
}
}
Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов
Незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов (ст. 256 УК РФ) относится к наиболее распространенным экологическим преступлениям. Данное деяние нарушает оптимальное состояние водных биоресурсов, их экологическое равновесие, условия сохранения и выживания популяции водных животных и растений.
Предметом этого деяния могут признаваться только водные животные, находящиеся в природной среде в естественном состоянии, т.е. не являющиеся объектом вещных прав юридического или физического лица, не признаваемые товаром. Действия лиц, виновных в незаконном вылове рыбы, добыче водных животных, выращиваемых различными предприятиями и организациями в специально устроенных или приспособленных водоемах, либо в завладении рыбой, водными животными, отловленными этими организациями, подлежат квалификации как хищение чужого имущества.
Добыча (вылов) означает изъятие указанных биоресурсов из среды их обитания. Незаконной следует считать добычу, производимую с нарушением правил, установленных нормативными правовыми актами. Согласно п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 26 "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (части 2 статьи 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)" "под незаконной добычей (выловом) водных биологических ресурсов следует понимать действия, направленные на их изъятие из среды обитания и (или) завладение ими в нарушение норм экологического законодательства (например, без полученного в установленном законом порядке разрешения, в нарушение положений, предусмотренных таким разрешением, в запрещенных районах, в отношении отдельных видов запрещенных к добыче (вылову) водных биологических ресурсов, в запрещенное время, с использованием запрещенных орудий лова), при условии, что такие действия совершены лицом с применением самоходного транспортного плавающего средства, взрывчатых или химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления водных животных и растений, в местах нереста или на миграционных путях к ним, на особо охраняемых природных территориях, в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации либо когда такие действия повлекли причинение крупного ущерба".
В судебной практике крупный ущерб оценивается исходя из стоимости добытого, поврежденного или уничтоженного, распространенности особей, их количества и отнесения к специальным категориям, а также из нанесенного их добычей ущерба водным биологическим ресурсам. К нему следует, в частности, относить гибель большого количества неполовозрелых рыб (мальков), вылов или уничтожение рыб и растений, занесенных в Красную книгу Российской Федерации или Красную книгу субъекта Российской Федерации, уничтожение мест нереста, зимовальных ям, нагульных площадей, ухудшение качества среды обитания водных биологических ресурсов и нарушение процесса их воспроизводства.
В денежном выражении ущерб определяется согласно Постановлению Правительства РФ от 25 мая 1994 г. N 515 "Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов".
Добычу следует признавать совершенной незаконно в следующих случаях: без соответствующего разрешения либо с просроченным разрешением (лицензией); не тем лицом, которому оно выдано; при добыче водных животных, запрещенных к вылову либо сверх установленного количества, указанного в лицензии или в договоре на отвод рыбопромыслового участка или водоема либо участка для добывания промысловых морских растений, и др.
Запретное время означает, что добыча водных биологических ресурсов производится в сроки, когда это вообще запрещено, или имеется запрет для добычи определенных видов и в конкретных водных объектах.
К недозволенным местам относятся: а) места нереста и миграционные пути к ним; б) особо охраняемые природные территории; в) зона экологического бедствия; г) зона чрезвычайной экологической ситуации. Места нереста - это водоемы или части водного объекта, где рыба мечет икру и вылупляется потомство; миграционные пути - водные объекты, по которым рыба идет к местам нереста, скапливаясь в большом количестве (рунный ход). Под применением самоходного транспортного плавающего средства (катера, моторной лодки и т.п., кроме весельной лодки) понимается его использование как орудия в процессе добычи водных животных и промысловых морских растений. Применение транспортного средства в иных целях (например, для доставки рыболовов к месту браконьерства, транспортировки незаконно добытого и др.) не может признаваться признаком состава преступления, предусмотренного п. "б" ч. 1 ст. 256 УК РФ.
К незаконным относятся способы, которые ведут к массовому истреблению водных животных и растений в результате применения при добыче взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового уничтожения. В п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ "О некоторых вопросах применения судами законодательства об уголовной ответственности в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов (часть 2 ст. 253, статьи 256, 258.1 УК РФ)" говорится: "Под способами массового истребления водных биологических ресурсов понимаются действия, связанные с применением таких незаконных орудий лова, которые повлекли или могли повлечь массовую гибель водных биологических ресурсов, отрицательно повлиять на среду их обитания (например, прекращение доступа кислорода в водный объект посредством уничтожения или перекрытия источников его водоснабжения, применение крючковой снасти типа перемета, лов рыбы гоном, багрение, использование запруд, применение огнестрельного оружия, колющих орудий)".
Часть 2 ст. 253 УК РФ предусматривает ответственность в том числе за добычу (вылов) природных ресурсов континентального шельфа России или ее исключительной экономической зоны, производимую без соответствующего разрешения.
К природным ресурсам континентального шельфа относятся: минеральные и другие неживые ресурсы морского дна и его недр, живые организмы, относящиеся к "сидячим" видам, т.е. организмы, которые в период, когда возможен их промысел, находятся в неподвижном состоянии на морском дне или под ним либо не способны передвигаться иначе, как находясь в постоянном физическом контакте с морским дном или его недрами. Перечень видов живых организмов, являющихся живыми ресурсами континентального шельфа, устанавливается специально уполномоченным на то федеральным органом по рыболовству. Минеральные и живые ресурсы континентального шельфа находятся в ведении Российской Федерации; деятельность по разведке, разработке (промыслу) таких ресурсов и их охране входит в компетенцию Правительства РФ.
Незаконный вылов водных биологических ресурсов континентального шельфа или исключительной экономической зоны Российской Федерации "полностью охватывается ч. 2 ст. 253 УК РФ, если лицом не осуществлялась незаконная добыча (вылов) водных биологических ресурсов при наличии признаков, предусмотренных в ч. ч. 1 и 3 ст. 256 УК РФ. Уголовная ответственность в таких случаях... наступает по соответствующим частям ст. 256 УК РФ" (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 ноября 2010 г. N 26).
Ответственность за незаконные добычу и оборот особо ценных водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу РФ и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, предусмотрена ст. 258.1 УК РФ. В этом случае предметом преступления выступают: а) особо ценные водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу РФ; б) водные биологические ресурсы, охраняемые международными договорами Российской Федерации; в) части и дериваты (производные) указанных биологических ресурсов. Для определения двух первых из них необходимо обратиться к Приказу Минприроды России от 23 мая 2016 г. N 306 "Об утверждении Порядка ведения Красной книги Российской Федерации" , Постановлению Правительства РФ от 31 октября 2013 г. N 978 "Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258 Уголовного кодекса Российской Федерации".
Под частями диких животных в ст. 258.1 УК РФ следует понимать не подвергшиеся обработке искусственно выделенные фрагменты, органы, вещества; под дериватами (производными) диких животных - продукты их хозяйственной переработки.
Следует отметить, что данный состав преступления в качестве уголовно наказуемого предусматривает и такое деяние, как незаконное содержание водного биологического ресурса. Оно предполагает комплекс мероприятий по уходу за ним, включающий размещение и создание зоогигиенических условий.
Как уже говорилось, вторая группа уголовно-правовых норм в первую очередь охраняет среду обитания (воду, морскую среду - ст. ст. 250, 252 УК РФ) и обеспечивает соблюдение правил охраны водных биологических ресурсов (ст. 257 УК РФ).
Общественная опасность первого из указанных преступлений заключается в том, что загрязнение воды, являющейся всеобщим условием жизнедеятельности человека, способно причинить вред практически всем элементам окружающей природной среды, в том числе и водным биологическим ресурсам.
Существенный вред как последствие рассматриваемого преступления характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов; уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в три раза и более; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п.
Ущерб, причиненный в результате загрязнения вод, рассчитывается по соответствующим таксам